РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

35 лет назад случился один из самых успешных сезонов в истории советского футбола. Вспоминаем, каким запомнился футбольный сезон 1988 года

Итоги каждого футбольного года несут в себе противоречия. Не лишён их был и сезон-1988, но мы все-таки в первую очередь будем говорить о том, что сообщило году мажорный для нашего футбола тон.

Хочется отступить во времени ещё чуть дальше и вспомнить мексиканский чемпионат мира 1986 года. Тогда сборная СССР получила комплименты, но игра, которая привлекла внимание, проявилась на слишком коротком отрезке. И в СССР, и за границей остался вопрос: что это было – счастливое озарение, снизошедшее на команду, или все стали свидетелями первых шагов к вершине мастерства? В 1988 году сомневающиеся получили четкий и ясный ответ, что яркая игра объясняется не случайным вдохновением, а стала следствием укрепления сборной СССР сильными игроками и выработкой прогрессивной тренерской концепции.


На чемпионате Европы 1988 года советская сборная не только по собственным тактическим принципам, но и в умении воплотить на поле задумки превзошла команды-соперницы (а чемпионат Европы по составу участников единодушно признаётся не уступающим чемпионату мира).
Советские футболисты сыграли в финале на равных с победителями турнира – голландцами, и то обстоятельство, что сборная СССР оказалась на втором месте, в общем-то, не разочаровало: когда в решающем матче встречаются две команды, одна должна проиграть, но в данном случае проигравшая не выглядела поверженной, а выигравшая не имела оснований снисходительно смотреть на соперника сверху вниз.
Отлично завершила год и олимпийская сборная. На Играх в Сеуле она завоевала золотые медали, чего советским футболистам не удавалось 32 года — со времен победы в Мельбурне блистательной команды с Львом Яшиным в воротах и Никитой Симоняном и Эдуардом Стрельцовым в нападении.
Победа олимпийской команды в Сеуле порадовала еще и потому что в её составе замечательно проявили себя молодые футболисты, на которых вправе была рассчитывать первая сборная. С этой же точки зрения можно было особенно высоко оценить победу юношеской сборной СССР на чемпионате Европы 1988 года. На этих ребят 1969/70 годов рождения мы смотрели с надеждой. Ведь, если на Олимпийские игры в Барселоне допускались только футболисты не старше 23 лет, то как раз спортсмены из той юношеской сборной и должны были составить основу советской олимпийской команды образца 1992 года.


Хорошие результаты, о которых сказано, не счастливое стечение обстоятельств. Они достигнуты благодаря хорошей игре, пронизанной вдохновением и творческой мыслью. Например, выступление советских футболистов в матче СССР – Италия на чемпионате Европы обозреватели оценили как игру будущего. Прекрасно, что тренерская мысль работала с опережением. Однако всегда ли? Увы, в советских клубных командах мы часто видим обратное. Отсюда и провал (иного слова искать не надо) в европейских клубных турнирах.


Нетрудно сделать вывод, что советский футбол по-прежнему отставал от развитых в футбольном отношении стран в подготовке игроков высокого класса. На сборную они набирались (да и то конкуренция за место была невелика), а клубные команды испытывали острейший недостаток в футболистах, которые способны взять инициативу себя и мастерски решить голевой эпизод в пользу своей команды так, как это умеют сделать, скажем, Заваров или представитель новой волны – Михайличенко.
В то же время нечего особенно прибедняться. И в том составе советские клубы могли бы дальше продвинуться к европейским кубкам. Не было сколько-нибудь значительной разницы в классе между московским «Торпедо» и шведским «Мальме», вильнюсским «Жальгирисом» и венской «Аустрией» или харьковским «Металлистом» и голландской «Родой». Отчего же советские футболисты проиграли соперникам? Все решила подготовка к конкретным матчам. Видимо, тренерам не хватило умения вывести футболистов на должный функциональный уровень, а вместе с тем и добиться от команды высочайшего боевого духа, чувства ответственности за судьбу важного матча.


Надо признать, что далеко не все советские футболисты в полной мере испытывали это чувство, без которого на встречу с серьезным соперником вообще выходить нельзя. Вспомним, например, «Жальгирис», который только в одном матче европейского ранга пропустил пять мячей. А ведь в вильнюсской команде выступали опытные игроки, большинство – победители Универсиады, некоторые входили в различные сборные. Но если есть и опыт, и мастерство, то, выходит, лишь недостаток боевых качеств помешал команде. Над повышением боеспособности, умением переломить ход игры стоило поработать, как показал сезон, не одному «Жальгирису». Советский футбол постепенно переходил на профессиональные рельсы, однако уровень профессионализма определяется не структурой руководящих футбольных органов, не какими-либо постановлениями, а в первую очередь отношением игроков к делу – тренировкам и выступлениям.


У СССР была большая армия играющих в футбол. Вот только не все тренеры и не всегда умели разглядеть в молодом футболисте хорошие задатки… Подтверждала это первая лига. Она стала кузницей кадров квалифицированных команд.
В высшую лигу выдвинулись «Памир» и «Ротор». Их успех можно было только приветствовать – новые регионы попали в сферу большого футбола. Стоило обратить внимание на то, что эти команды представляли не только свои города – соответственно Душанбе и Волгоград, даже не области, а республики – ведь ни Таджикистан, ни Российская Федерация других команд в высшей лиге не имели. Следовательно, новоселы этой лиги вправе были рассчитывать на помощь республиканских организаций.
Тут уместно сказать о том, что в первую очередь за неудачи команды корят тренеров. В определенной степени это справедливо. Но также справедливо при этом спросить, а кто и чем помог команде, ее наставникам? Наверняка они добились бы большего, если бы каждый наш клуб располагал хорошей базой, достаточным числом полей не только для мастеров, но и для юной смены.
Впрочем, эти вопросы были поставлены не только в 1988 году, они встали еще раньше. И решены они так и не были.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.