РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

Такими были два скандальных четвертьфинала чемпионата мира 1966 года: Англия – Аргентина и ФРГ – Уругвай

Они оказались напряженными если не по игре, то по ее накалу. После них на чемпионате не осталось ни одной неевропейской команды.

Именно это обстоятельство и посеяло подозрения у латиноамериканцев, в первую очередь – у аргентинцев, которые настаивали на том, что оргкомитетом для обслуживания их матча с англичанами был выбран немецкий арбитр, а встречи ФРГ – Уругвай – англичанин. Формальной предпосылкой, к такому заявлению послужил эпизод, случившийся в конце первого тайма. Пробегая рядом с судьей Рудольфом Крайтляйном, аргентинский полузащитник Антонио Раттин отпустил в его адрес несколько грубых высказываний, не ведая, что тот вполне неплохо знает испанский язык. Крайтляйн тут же выдворил игрока с поля. Другие, не понимая, что произошло, предприняли попытку давления на арбитра, требуя отмены решения, чего тот, естественно, не сделал. На поле возникла взрывоопасная ситуация.
Потом аргентинцы утверждали, что это решение было предопределено заранее, а перекрестное судейство немца и англичанина должно было обеспечить благополучный выход их команд в следующий раунд. Такая себе круговая порука. Масла в огонь добавило высказывание Альфа Рамсея, назвавшего игру аргентинцев «звериной». Латиноамериканцы тут же ухватились за это словечко, приплюсовав его ко всем другим подозрениям в отношении несправедливого отношения к себе.
— Это наша игра звериная? — гневно вопрошал Хуан Карлос Лоренцо. — Да мы за матч пробили 33 штрафных, англичане же только 19. Так кто больше грубил?
Лоренцо распоясался настолько, что его впору было утихомиривать с помощью наряда полиции. Троекратные извинения Рамсея не помогли. Дело дошло до того, что дисциплинарный комитет ФИФА пригрозил исключить Аргентину из числа соискателей следующего чемпионата. В свою очередь президент аргентинской федерации Мендоса объявил Рамсея персоной нон-грата в своей стране в качестве официального лица и даже дисциплинарный комитет осудил поступок тренера англичан.


Но латиноамериканцам этого было явно мало. Они готовили бунт. Президент Бразильской конфедерации спорта Жоао Авеланж назвал судейство игр в Англии в целом беспрецедентным. На следующий после четвертьфинала вечер в одном из лондонских отелей собралось экстренное заседание исполкома Южноамериканской футбольной конфедерации. На нем обсуждалось решение оргкомитета о недопуске Аргентины к чемпионату 1970 года в случае, если она не даст гарантий о корректном поведении игроков и официальных лиц, и возможность вытекающих отсюда последствий. После многочасовых дебатов страсти улеглись и здравый смысл восторжествовал – раскол не принес бы пользы никому, ни европейскому футболу, ни латиноамериканскому.


Между тем сам матч Англия – Аргентина оказался поучительным. Хозяева провели его намного сильнее, чем поединки в группе, однако равновесие в счете царило на поле до 75-й минуты. Равновесие в игре с самого начала было нарушено. Англичане начали ее мощно, с использованием фланговых проходов, но оборона гостей действовала безупречно. Постепенно атаки начали вязнуть в этой обороне, а аргентинцы все чаще напоминали о том, что их контрвыпады ничуть не безопаснее. Ну, затем произошел инцидент с удалением Раттина. Подопечные Лоренцо предпочли оттеснить британцев к центру поля за счет прессинга и постоянных единоборств и постепенно убаюкали их. Но и сами попались на эту уловку. Когда, казалось, игра исчерпала всю свою эмоциональность англичане неожиданно взорвались, проведя несколько хлёстких атак. В одной из них на фланговую передачу партнера своевременно откликнулся Херст, который ударом головой и забил победный мяч.


Поединок с уругвайцами наставник сборной ФРГ Хельмут Шен преподнес своим подопечным, как возможное исправить ошибки, допущенные во встрече в групповом турнире с аргентинцами:
— Считайте, что сегодня у нас ними переигровка.
А для представителей прессы пояснил
— Уругвай и Аргентина – футбольные близнецы. Защитная стратегия аргентинцев для многих оказалась сюрпризом. Мы тоже не сумели одолеть защитный аргентинский барьер, но хорошо изучили манеру их игры, тщательно проанализировали ход поединка. В том, что Уругвай будет несколько улучшенным дубликатом Аргентины, я не сомневаюсь. А заявление моего коллеги Виеры о том, уругвайцы изберут тактику, которая поможет нам вылететь из турнира, только укрепило меня в этом мнении.
Хельмут Шен ошибся только в одном – Уругвай оказался более плохим дубликатом Аргентины, о чем свидетельствовал счет 4:0. Как утверждали очевидцы, свисток английского арбитра Джима Финнея в этом матче буквально захлебывался, а штрафной следовал за штрафным.
— Осторожный южноамериканский футбол в нашем исполнении не имел никаких шансов перед агрессивным футболом немцев, — признал Ондино Виера.
Этот матч дал ответ и на другой интересующий многих вопрос – не станет ли Золотая Богиня собственностью кого-либо из двукратных чемпионов? Крылатая Ника еще на четыре года осталась не обвенчанной.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.