РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

Вспоминаем. Таким был воронежский «Факел» перед сезоном 1997 года

«Случись чего – твоего здесь ничего нету! Голодранец!» Эта незабвенная фраза из фильма «Берегись автомобиля!» от героя Анатолия Папанова экранному зятю Андрею Миронову хорошо характеризовала имущественное положение воронежского «Факела».

Единственную команду пестовали и город, и область, и губернатор, и мэр, и Юго-Восточная железная дорога, и «Воронежавиа», но ведь без глаза остается ребёнок при семи няньках. У «Факела» вроде бы было: и база, и стадион, и деньги, но этого клуб рисковал лишиться в момент.


Главный тренер Сергей Савченков использовал в конце 1996 года, выход клуба в высшую лигу для наведения ясности в имущественно-финансовых делах «Факела». Однако сделать это не удалось: слишком уж тугим и запутанным оказался узел правовых проблем.
Взять, например, ситуацию с городским стадионом – красавцем-тридцатитысячником. Стадион принадлежал профсоюзам, которые открыли на территории ярмарку и категорически не хотели с расставаться с торговлей. Не заинтересованы хозяева были и вкладывать больше миллиона долларов в оборудование подогрева, укладку дерна, ремонт подтрибунных помещений.
«Вам надо – вы и ремонтируйте» — такова была позиция администрации стадиона.
«Тогда обещайте нам, что в один прекрасный день на свежем газоне не будут установлены коммерческие ларьки», — резонно возражает Савченков.
Как раз этого-то гарантировать директор стадиона не мог (или не хотел). Для разрешения подобного спора раньше хватило бы звонка из советского горкома, но теперь даже сам губернатор не мог ничего сделать.
Не удалась клубу и попытка стать полноправным владельцем базы в Тенистом. Когда-то ее строили всем миром: городские и областные власти, тогдашний главный спонсор команды – гигант космической промышленности КБХ и много кто еще. Кто именно и сколько вложил в Тенистое, сейчас определить невозможно, ибо все документы потеряны. Так что собственность команды – автостоянка в одном из районов города, несколько мастерских, расписывающих самовары и посуду, пара служебных квартир, шесть легковушек, «рафик» и два «икаруса» — старый и новый. Ну и конечно, тренеры и футболисты – было главным богатством «Факела».
Если все сложить, то по местным ценам собственность клуба можно было оценить приблизительно в 600 тысяч долларов. А ведь в его бюджете фигурировали куда большие суммы – только в предстоящем сезоне он должен составить приблизительно 7 миллионов долларов. Во всяком случае, именно о таких деньгах вел в начале года переговоры с властями и спонсорами главный тренер.
Очевидно, что заработать эти деньги клуб самостоятельно не мог. Прибыль от автостоянки и торговли предметами народного творчества была невелика, равно как и поступления от продажи билетов на матчи команды. В 1996 году на домашние игры «Факела» при стоимости билетов от 6 до 8 тысяч рублей приходило в среднем 15 тысяч зрителей. Конечно, на встречи «Факела» с командами высшей лиги ожидалось больше народу, но руководство клуба понимало, что при всем желании не сможет повысить цены на билеты более чем в два раза. Таким образом, максимальный доход от продажи билетов в том сезоне не превысил 700 тысяч долларов. Велись переговоры с несколькими фирмами, желавшими разместить свою рекламу на футболках, в которых собирались играть воронежцы, но эти деньги были в несколько раз меньше, чем прибыль от торговли билетами.


Конечно, любимой команде деньги обещали. Но не сейчас. К концу сезона «Факел» выпал из высшей лиги. Такое уже случилось в 1991 году, когда на город обрушилась стихия свободного рынка и властям стало не до команды.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.