РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

Вот таким был финал чемпионата мира по футболу 1966 года и почему победила Англия

Как надо играть против Эйсебио и вообще всех креативщиков в полуфинале ещё продемонстрировали англичане, а точнее Нобби Стайлз – игрок середины поля. И он наглухо прикрыл грозного форварда, по сути лишь раз позволив последнему ускользнуть от внимания. Стайлз в жизни скромный, тихий парень, на поле буквально преображался, показывая образцы мужества и агрессии. Но португальца он взял не за счет силы, а тактически. Занимая позицию перед ним, Стайлз не позволял партнерам Эйсебио снабжать его мячами, постоянно перехватывая их. К тому же пиренейцы, чувствовалось, еще не отошли о изматывающего и психологически сложного поединка корейцами. А у англичан в ударе был Бобби Чарльтон забивший оба мяча. Вообще, подтверждалось обещание Альфа Рамсея: чем сильнее соперник, тем его команда действовала все солиднее и увереннее. Оставалось в этой уверенности убедиться в решающем матче.


Его кульминационный момент настал в дополнительно время. На сотой минуте игры Джеффри Херст сильнейшим ударом направил мяч под перекладину. Последовал рикошет о газон, после чего мяч вылетел в поле. Швейцарский арбитр Готтфрид Динст в замешательстве – есть гол или нет? Немцы утверждают, что мяч ударился о землю в игровом пространстве, но арбитр не внемлет их доводам. Он отправляется на консультацию со своим советским помощником Тофиком Бахрамовым, а тот решительно показывает флажком на центр – 3:2. Впоследствии, тщательно изучив запись этого момента, большинство специалистов пришли к выводу, что судьи ошиблись. Но разве сборной ФРГ от этого легче? По сути, после этого мяча она прекратила сопротивление, а Херст, забив еще один гол на последней минуте встречи, стал автором первого и пока единственного хет-трика в финальных матчах мировых чемпионатов.


Справедливости ради следует заметить, что англичане все же больше заслужили победу. Они первыми отказались от жесткой и осторожной игры, которая воцарилась на поле вместе со свистком судьи. Их диспетчер Бобби Чарльтон в центре поля сумел перехитрить Франца Беккенбауэра, перепоручив того Стайлзу и начав комбинационные действия. Англичане постоянно задействовали фланги, в центре атаки здорово играли Херст и молодой Роджер Хант, вытеснивший в запас Джимми Гривса. Переломной стала 12-я минута, когда немец Хельмут Халлер открыл счет. Вот тут хозяева и заиграли в свою игру, ответив ударом на удар.
Их преимущество нарастало, но до реальных голевых моментов дело не доходило – все-таки сборная ФРГ была сильна в защитной игре. И только на 78-й минуте, когда после подачи Алана Болла углового Джерри Питерс с нескольких метров расстрелял ворота противника, вопрос о победителе, казалось, был снят. Пожалуй, никто из присутствовавших на стадионе, в том числе и игроки сборной Англии, уже не сомневались. Да что там англичане, немцы, проведя несколько опасных, но бесплодных атак, смирились с поражением. И вдруг, когда стрелка секундомера пошла на последний оборот, судья Динст неожиданно назначает штрафной у ворот Гордона Бенкса, усмотрев нарушение правил со стороны Джекки Чарльтона – в борьбе за верховой мяч тот облокотился на плечо соперника. Навес Лотара Эммериха на дальнюю штангу, казалось, не таил ничего опасного – три английских защитника против одного Вольфганга Вебера. Но три защитника ожидали окончания встречи, а Вебер – мяча, который он получил и с близкого расстояния вогнал в сетку. А потом было дополнительное время и знаменитый гол Бахрамова…


Золотую Богиню капитану англичан Бобби Муру вручала королева Елизавета. На площади у отеля «Рояль Гарден» был устроен торжественный прием, посвященный закрытию чемпионата – лауреатов приветствовала многотысячная толпа болельщиков, премьер-министр Англии Харальд Уилсон и знаменитый… Шалопай со своим хозяином. Крылатая Ника переходила из рук одного игрока в руки другого и, казалось, всеобщей радости не будет конца.
«Лондон сошел с ума», — писали на следующий день газеты, рассказывая о длившихся всю ночь торжествах, декалитрах выпитого пива и удивительном дружелюбии хулиганов и полицейских. Великая победа объединила всех.
«Но великая ли?» — пытались по горячим следам оценить ее средства массовой информации.
«Далеко не величайшая», — отвечала «Дейли Мейл». И патриотически добавляла: «Но лишь только потому, что она первая. Англия должна победить и на следующем чемпионате».


Более трезвые мысли появились несколько позже. Если их суммировать, то мнения английских экспертов выглядели так:

  • сборная Англии сумела резко повысить уровень своей игры по ходу чемпионата, и особенно в полуфинальном и финальном поединках;
  • команда готовилась к чемпионату более тщательно и продуманно, чем в предыдущие годы;
  • сроки проведения чемпионата помогли готовиться совместно, создать единый, хорошо сбалансированный коллектив;
  • все игроки английской сборной в той или иной форме приобрели богатый международный опыт, выступая за свои клубы в европейских турнирах;
  • сборная Англии все свои матчи сыграла на стадионе «Уэмбли»;
  • превосходной оказалась защитная линия команды.

Конечно, это все, так сказать, организационные причины успеха. Но были и другие, связанные с игровыми достоинствами исполнителей, их умением выполнять порученные функции, тактическими изысканиями тренера. Альф Рамсей прокомментировал победу своей команды следующим образом:
— Мы взяли все, что могли от нынешнего состава. Больше, чем я ожидал. В своей практике я обычно выбираю не индивидуальных игроков, а команду в целом. Рассчитываю в целом на весь коллектив, хотя не исключаю отдельных заданий, для игроков. Думаю, что в этом чемпионате мы были быстрее и сильнее всех. В нашем распоряжении была хорошая команда, сильная команда, но я не думаю, чтобы она могла в будущем показать больше, чем уже показала. У наших игроков нет техники южноамериканского или латинского стиля. Возможно, они никогда и не сумеют с таким же искусством обращаться с мячом. Но я не думаю, что мы должны превзойти их на этом поприще. У нас другой стиль».


Какой именно? Рамсей уже ответил – коллективный. Играя в четыре защитника и три полузащитника, англичане тем не менее умудрялись создавать численное преимущество в атаке и на отдельных ее направлениях. Обеспечивалось это активной игрой крайних полузащитников и даже игроков обороны. Сама оборона тоже была подвижна. Присутствие в ней такого универсала, как Стайлз, позволяло безошибочно выполнять свои непосредственные функции и при необходимости высвобождало возможность для подключений Коэна, Мура, Уилсона.
Но главным действующим лицом в составе англичан был, безусловно, Бобби Чарльтон. Впервые он участвовал в чемпионате мира в Чили, где был ярко выраженным левым крайним, отличавшимся длинными переводами мяча на противоположный фланг и резкими выходами на ударную позицию. Теперь его амплуа было другим. Он – организатор атак, распределитель мячей, автор большинства комбинаций, диспетчер, образцом которого до него считался Диди. Именно Чарльтона имел в виду Рамсей, говоря об индивидуальных заданиях для игроков.


Конечно, по большому счету англичане не совершали революции в тактике, их победа не была столь яркой, как триумф бразильцев в 1958-м. Но они доказали, что и команда незвездная, как и сборная ФРГ в 1954 году, имеет право завоевать титул чемпиона мира. А еще англичане дали путевку в жизнь тактической схеме 4-4-2.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.