РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ХОККЕЙ

Легендарные российские хоккейные клубы: «Химик» (Воскресенск). Жив, курилка!

Место рождения, год, кто родители. Стандартные анкетные вопросы. С уверенностью можно сказать, что в конкурсе эрудитов точно на подобные вопросы о хоккейной команде воскресенского «Химика» не ответит никто. В хоккейных справочниках неточностей об этой подмосковной команде предостаточно.

Как же все было на самом деле?


В 1953 году города Воскресенск как такового не существовало – химкомбинат, цементный и шиферный заводы окружали поселок. Правда, большой поселок, но все же – поселок.
Культурных мероприятий в этом городе-поселке было маловато. Если бы тогда кому-нибудь сказать, что в Воскресенск придет большой хоккей и местная команда будет выступать в хоккейных верхах, то сказавшего наверняка могли посчитать за ненормального. В этом подмосковном городке о хоккее с шайбой знали лишь понаслышке.
Очное знакомство воскресенцев с хоккеем состоялось осенью того же 1953 года. Игроки команды построили хоккейную «коробку». На этот самодеятельный хоккей зрители повалили, как в Лужники. Неожиданно для всех и для себя самих они выиграли Кубок РСФСР.
В этот момент воскресенский «Химик» чуть было не погиб — руководители спортобщества, задумались о переводе команды в Москву на завод «Каучук». Но он со своим хоккеем в столице оказался никому не нужен, вскоре его «отфутболили» обратно в Воскресенск. Вот почему место рождения «Химика» — Воскресенск.

С родителями у него сложнее


Людей, которые вправе считать «Химик» родным детищем, среди воскресенцев было множество – всех не перечислишь. Но одного из них, без которого «Химик», возможно, и не выжил бы, нельзя не назвать. В 50-х годах, когда хоккей становился массовым, многие крупные предприятия в небольших городах создавали свои команды. В Воскресенске – это химический комбинат имени Куйбышева (директор – Докторов Николай Иванович).
Это сейчас руководитель, постоянно думающий о социальных и культурных запросах людей, на высоте. Его всячески поддерживают, ему помогают. Тогда же, в 50-х годах, Докторов, можно сказать, «на выговорах» город строил, но о хоккее не забывал, чтобы было чем занять рабочих и их детей. И хотя ни в одном из хоккейных справочников Н. И. Докторов и один из руководителей химической промышленности тех лет В. М. Бушуев не упоминаются, этот вид спорта в Воскресенске обязан им всем.
А предшественником нынешнего Дворца спорта был, естественно, открытый тот стадиончик с деревянными трибунами. И как же нужно было любить свою команду, чтобы в трескучие морозы занимать места – ненумерованные – за полтора-два часа до начала матчей! Хоккеисты «Химика» платили за такое отношение сторицей – никогда не позволяли себе играть вполсилы.
Директор комбината говорил:
«Когда вы, ребята, выигрываете, растет производительность труда».
Вот почему «Химик» можно было назвать настоящей рабочей командой.

Самостийность


Во многих командах капитанов назначают тренеры. В «Химике» это решалось голосованием, причем тайным. Во многих командах игроки, выслушав тренерские наставления, предпочитают помалкивать. Здесь спорщиков – всегда было хоть отбавляй. Тренерам порой хотелось их приструнить, но для них «силовое давление» — не лучший способ доказать свою правоту, и потому приходилось прислушиваться к оппонентам. Такие уж традиции.
Пригласили вот как-то в команду одного известного хоккеиста. А через несколько дней ребята говорят тренеру Николаю Эпштейну:
«Зря вы его берете. Он только о себе думает, а у нас, сами знаете, это не принято».
Так и отторгла этого игрока команда.

Московско-подмосковное проклятие


Поначалу близость Москвы была удачей. Из юношеской команды «Каучука» приезжали в Воскресенск – благо, недалеко было ехать — братья Саша, Толя и Миша Рагулины, Юра Морозов, из команд Стадиона Юных пионеров еще несколько молодых хоккеистов, включая Эдика Иванова и Юру Громова, из «Буревестника» — Валерий Никитин.
Разумеется, с такой командой, как ЦСКА, в которой подавляющее число хоккеистов из года в год собирало «все золото мира», «Химику» тягаться было трудновато. Однако, используя собственную разработанную тактику – теперь она именуется прессингом – почти в каждом сезоне «Химик» и армейцев побеждал. Чаще на своем льду, реже – на столичном, но побеждал. А в 1965 и 1970 годах даже становился бронзовым призёром чемпионатов СССР. Причем, «бронза» для клуба из такого небольшого города, как Воскресенск была весомее «золота» для ЦСКА или московского «Спартака». Тем более, что к этому времени там уже играли некоторые воскресенские воспитанники.
Другой стороной обернулась близость Москвы в 60-е годы. Сначала «Химик» потерял братьев Рагулиных и Иванова, надевших форму ЦСКА. Затем еще ряд игроков. Горько становилось на душе, когда в московский «Спартак» уходили Юрий Ляпкин, а в «Динамо» — братья Голиковы. Но и осуждать их нельзя, что поделаешь, если путь в сборную СССР из Москвы оказывается куда короче, чем из Воскресенска. И тем большего уважения заслуживают Валерий Никитин и Юрий Морозов, оставшиеся верными своей команде, несмотря на самые заманчивые предложения.
На финише своей большой жизни «Химик» страдал и страдает уже даже не от близости столицы, а от распространённости хоккея в Подмосковье. Балашиха, Мытищи, Чехов… Новые арены, новые спонсоры. Куда Воскресенску со своим рухнувшим в «перестроичье» химкомбинатом с ними было тягаться?
В 2010 году пришлось просить о помощи лично Владимира Владимировича Путина.
Только в 2015 году команда вернулась в Высшую хоккейную лигу, а сегодня «Химик» один из её лидеров.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.