РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

Фавориты чемпионата мира по футболу 1974 года: такой была сборная Бразилии

Наставник трехкратных чемпионов мира Марио Загало, после дополнительного матча отборочного раунда Югославия – Испания, покидал Франкфурт-на-Майне озабоченным.

Впрочем, очевидно, не сама игра повергла его в размышления, а проблема, которая возникла с невозможностью привлечь в сборную сразу четырех мастеров с мировым именем – Пеле, Жерсона, Тостао и Карлоса Альберто. Причем последнего пришлось вычеркнуть из списка из-за недостаточной физической готовности, что выяснилось после медицинского тестирования, которое было проведено сразу после того, как 4 марта сборная непосредственно приступила к подготовке к чемпионату.
«Новость не слишком радостная для нас, но надо отбросить скептицизм в сторону и приступать к делу, — так отреагировал Загало на приговор медиков. — Рискну предположить, что чемпионат 1974 года вообще будет одним из самых сложных для нашей команды. Потеря суперзвезд всегда чревата сложностями. Но мы не должны терять боевого духа и веры в себя. Меня радует, что у наших молодых игроков уверенность и боевитость не являются уязвимыми местами. Хотя я понимаю, что сохранить их под критическим огнем прессы и болельщиков будет трудно».
Загало прекрасно осознавал, что говорит. Он сам уже пережил такое. Четырьмя годами ранее последнюю порцию критики он получил уже вдогонку, когда сборная по трапу поднималась на самолет, вылетающий в Мексику. Наивно было бы думать и о том, что сборную Загало начал формировать лишь сейчас. Нет, комплектование ее началось давно, и во время турне по Европе и Африке в 1973 году ее костяк был определен. Вызывал уважение и баланс встреч бразильцев после мексиканского триумфа: в 26 матчах 15 побед, 9 ничьих и только 2 поражения.


Конечно, главным разочарованием поклонников сборной стал отказ от выступлений в ней вообще и на чемпионате мира, в частности, Пеле. Загало в этом не был виноват, но его обвиняли в том, что без Короля футбола команда утратила свой ритм.
«Бразилия не может избавиться от образа сборной с Пеле, не может представить ее без него, — как бы оправдывался тренер. — Конечно, не может быть сомнений в том, что Пеле самый великий игрок в истории нашего футбола. Не только потому, что Пеле творил на поле чудеса, но еще и потому, что он помогал молодым игрокам ломать психологический барьер, вливаться в сборную, становиться ее полноправным членом. Да, нам будет не хватать и Пеле, и Жерсона, и Тостао, но я никогда не разделю той точки зрения, что мир бразильского футбола рушится. Мы знаем, что нас ждет впереди, и ясно понимаем, как к этому надо готовиться. Мы не раз меняли свою систему игры, совершенствовали тактические приемы, и я не открою секрета, если скажу, что наш сегодняшний состав продиктует переход к расстановке 4-4-2, в которой гибкость игроков средней линии будет решать почти все. В нашей четверке хавбеков будут игроки, способные не только контролировать действия в центре поля, но и выходить на переднюю линию огня. Такие мастера как Клодоальдо и Ривелино, всегда, независимо от занимаемой позиции, год за годом остаются одними из лучших бомбардиров в бразильском футболе. В конце концов, не столь важно, с какой позиции вступит в игру Ривелино. Могу вас заверить, что, когда мяч окажется под его контролем, он всегда в состоянии нанести удар».


Марио Загало обладал даром убеждения. Его считали одним из архитекторов победы бразильцев четырехлетней давности, и с тех пор команда не давала повода усомниться в своих возможностях. Но на этот раз тренер предупредил, что после чемпионата мира уйдет в отставку. Независимо от того, каким окажется итог.
«Новая тактика и новые идеи прежде всего необходимы на высшем уровне. А если тренер остается в сборной больше двух чемпионатов мира подряд, он изучен, он исчерпал себя, и каждому понятно, что ждать от его команды и как она может сыграть», — пояснил Загало свое решение.
Касаясь стартового матча с югославами и основываясь на увиденном во Франкфурте, Марио Загало заметил:
«Югославия стремилась играть в футбол, а ее испанский соперник был заинтересован только в применении жестких и грубых приемов. Югославы не дали себя спровоцировать и победили. Так же должны поступать и мы. Мы не связаны обязательствами обязательной победы, но у нас есть обязательство иного плана – сыграть в полную силу наших возможностей. И нам надо готовиться к жесткому обращению, надо, чтобы резкость и грубость не захватили нас врасплох. Нас будут провоцировать, но если мы ответим на грубость грубостью, то забудем об игре, а, значит, соперники добьются того, к чему будут стремиться».


Как всегда, подготовка сборной Бразилии находилась под пристальным вниманием средств массовой информации.
«Победа «Палмейраса» в национальном чемпионате должна повлиять на формирование сборной, — отмечала влиятельная газета «Диарио де Нотисиаш». — Загало просто обязан включить в состав нападающего Лейвиньо, хотя все знают, что он хочет использовать в центре атаки правого крайнего Жаирзиньо».
К подобным рекомендациям Марио Загало относился достаточно уважительно. Общенациональный бразильский чемпионат был проведен всего в третий раз, и к каждому из его победителей страна испытывала симпатии. Вратарь Леао, защитники Луис Перейра и Альфредо, полузащитник Адемир и нападающий Лейвинья заняли в сборной ключевые позиции. Не всем им в ходе финального турнира было суждено сполна проявить свои лучшие качества, однако при подготовке к нему тренер в значительной степени опирался именно на них.
«У нас есть хороший выбор вратарей, отлично укомплектованная защита, слабее, чем четыре года назад, выглядит полузащита и совершенно не ясны перспективы нападения», — подводя итоги комплектования, замечала тем не менее «Диарио де Нотисиаш».
Действительно, в средней линии только два кандидата выглядели достойно – Клодоальдо и Ривелино, и абсолютно не было замены Жерсону. В атаке некем было заменить ни Пеле, ни Тостао, продолжавшего испытывать серьезные проблемы с глазом и раньше времени закончившего выступления. В пару к Жаирзиньо и Лейвинье Загало привлек Мирандинью и Пауло Сезара из «Фламенго» — однофамильца полузащитника Пауло Сезара из «Интернасьоналя». И подумывал, не взять ли в команду на роль талисмана 20-летнего Энеаса, лицом и внешностью очень напоминавшего Пеле.


А что же сам Пеле? Несмотря на свой талант убеждения, ни сам Марио Загало, ни пятеро его помощников не смогли уговорить Короля футбола вернуться в сборную. По мере приближения чемпионата человек, который вел бразильскую сборную к трем мировым титулам, подвергался все более острой и беспощадной критике у себя на родине. Бразилия не хотела понимать Пеле, он едва не стал ее врагом. Между тем, сам он заранее предупредил, что хочет уйти из сборной в зените славы и не собирается сидеть в ней до старости в ожидании дня, когда ему будут не аплодировать, а освистывать.
В то же время Пеле было только 33 года. Он блестяще провел весь прошлый чемпионат в составе «Сантоса», находился в отличной физической форме. В который раз комментировать свое решение он не стал, заметив лишь, что Бразилия и без него станет мировым чемпионом. Тем не менее в Западную Германию Король футбола собирался отправиться. Как сообщили в оргкомитете, Пеле будет предоставлено право сделать первый удар по мячу – честь, которой до него не удостаивался ни один футболист.
Но прошло две недели, а подтверждения приглашения Пеле так и не дождался.
«Мне передали, что оргкомитет скоро вышлет его, — не унывал величайший из футболистов. — Я бы охотно его принял, ибо от такой чести отказаться невозможно. Однако пока подтверждения нет».
До открытия чемпионата оставалось совсем немного времени, а у Короля футбола сорвалась, еще одна возможность побывать в ФРГ в качестве официального лица. Дело в том, что одна из бразильских телевизионных компаний пригласила Пеле на роль комментатора, и он дал согласие. Но бурная реакция в прессе на его отказ от выступления за сборную привела к тому, что телекомпания отменила свое решение – в сложившейся обстановке не совсем тактично передавать микрофон человеку, которого все критикуют.
«Я решил все же присутствовать на первенстве мира и сам купил себе билет на 9 июня, так как ни одного из обещанных приглашений в мой адрес так и не поступило», — признался Пеле журналистам. Весть об этом быстро долетела до Европы, и президент оргкомитета Нойбергер тут же отослал ему личный вызов. В ФРГ Пеле должен был сделать начальный удар по мячу, обменяться со знаменитым немецким форвардом Уве Зеелером копиями двух Кубков мира – старого и нового, сделанного взамен Золотой Богини, перешедшей в вечное владение бразильцев, а также… официально проститься с футболом, что вызвало яростный протест руководителей «Сантоса», с которым у Пеле был подписан контракт до конца года.


Бразильская сборная тем временем на завершающем этапе подготовки провела 12 контрольных матчей. Девять из них состоялось до отъезда в Европу. Шесть побед, три ничьи, 13 мячей забито и только 2 пропущено – таковы итоги этой серии. Как отмечали обозреватели, очень прилично выглядела оборона чемпионов, возглавляемая Большим Луисом – почти двухметровым Луисом Перейрой. Только мексиканцам и румынам удалось провести в этих матчах несколько опасных контратак, все остальные держали упорную оборону. В свою очередь сами бразильские защитники умело и уверенно ходили вперед, особенно хорошо это получалось у отвечавшего за левый фланг Франциско Мариньо.
«Участие в атаках защитников – вполне узаконенное явление в нашей команде», — заметил на это Марио Загало.
Не оставил без внимания тренер бразильцев и итоги анкетирования, проведенного среди шестнадцати наставников команд итальянской Серии А. Одиннадцать из них отдавали чемпионский титул сборной ФРГ, один – Италии, два – ФРГ либо Италии, а два уклонились от ответа. Бразильцы в этой анкете не были упомянуты вообще.
«Ну и что? — отвечал вопросом на вопрос журналистов Марио Загало. — Мало ли кто что думает. Вот если вы проведете опрос среди бразильских тренеров, то никто из них не назовет итальянцев. А если вы спросите меня, отвечу: я не исключаю вероятность встречи в финале команд Бразилии и ФРГ».


К отправлению в Старый Свет чемпионы мира подготовились, как всегда, основательно. Кроме спортивного снаряжения, они захватили с собой 200 килограммов риса, 200 килограммов черной бразильской фасоли, 30 килограммов сушеного мяса, 150 банок растительного масла, а также комплект национальных музыкальных инструментов. Поселилась сборная Бразилии на юге ФРГ, в спортивном центре города Герцогенхорн. Если перед отъездом главное внимание уделялось физической подготовке, то в Европе был сделан упор на работу с мячом. Да и соперниками в контрольных матчах планировались не сборные, а клубные команды.
«Даже без Пеле, Жерсона и Тостао мы оставили позади большинство проблем решенными», — резюмировал итоги подготовки Марио Загало.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.