РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

Вот почему сборной СССР не оказалось среди участников Чемпионата мира по футболу 1974 года

И в прежние годы система выявления финалистов мирового чемпионата неоднократно подвергалась критике. Особенно в тех случаях, когда пересекались интересы представителей разных континентов. Но никогда еще умышленно не противопоставлялись интересы команд двух самых футбольных регионов планеты – Европы и Южной Америки. В отборочном цикле к мундиалю 1974 года это произошло.

Крест-накрест

Решение о том, что одна из путевок в финал будет разыграна в стыковых матчах между победителем южноамериканской группы под номером 3 (Перу, Чили, Венесуэла) и одной из европейских было принято еще в 1971 году в западногерманском городе Дюссельдорфе, где состоялось заседание оргкомитета турнира. Трудно сказать, чем руководствовалась ФИФА. Возможно, тем, что Южная Америка благодаря чемпионству бразильцев и без того имеет три гарантированные вакансии.
Однако со стороны европейцев это решение было признано дискриминационным.
«Оно имеет открыто выраженную тенденцию южноамериканцев подорвать позиции европейцев в мировых чемпионатах», — писал популярный французский обозреватель Жан Ретакер.
Тем более, что первоначально, как утверждают сведущие люди, скрестить оружие с латиноамериканцами выпало победителю группы, в которую вошли итальянцы, швейцарцы, турки и люксембуржцы.
Двукратных чемпионов мира – итальянцев это настолько возмутило, что они даже пригрозили отказом от участия в отборочном цикле. Тогда оргкомитет принял решение «выбрать» группу с тремя командами-участницами. Жребий пал на девятую, в которой выясняли отношения команды СССР, Франции и Ирландии. Итальянская «Гадзетта делло спорт» по этому поводу провела даже собственное расследование и всех удивила своим выводом: будто руководство ФИФА ко всему этому не имеет ни малейшего отношения. Мол, сам Стэнли Роуз был против затеи о стыковых матчах, но на них настоял оргкомитет.

СССР вне конкуренции

Советская сборная свои выступления в девятой группе начала на выезде, за счет победы в Дублине – 2:1 набрав половину возможных очков. Если учесть, что ирландцы отобрали у французов три очка, то вопрос о победителе был фактически снят, что и подтвердили две домашние победы подопечных Евгения Горянского, который сменил у руля сборной Алексея Парамонова. Оставалось дождаться соперника.

Чили выбивает фаворитов

Поскольку сборная Венесуэлы от участия в отборочном цикле отказалась, борьба развернулась только между чилийцами и перуанцами. Шансы последних расценивались гораздо выше. Перуанцы, руководимые знаменитым Диди, очень здорово выступили на предыдущем мировом первенстве, выйдя в четвертьфинал и уступив лишь будущим чемпионам. И сейчас у руля команды находился бразилец — Клаудио Кутиньо, которому помогал уругваец Роберто Скароне, уже более десяти лет работающий в этой стране. Состав команды по сравнению с мексиканским чемпионатом заметно повзрослел, она отказалась от атакующего футбола «на ура», но оставалась боевитой, сбалансированной и очень грамотной.
Чилийцы котировались не столь высоко по нескольким причинам. Во-первых, сборную покинул европейский тренер Руди Гутендорф, и эту должность вынужден был совмещать наставник сильнейшего и одновременно базового для национальной команды клуба «Коло-Коло» Луис Аламос. Во-вторых, по словам того же Аламоса, чилийский футбол понес в последние годы большие потери из-за массового отъезда игроков в другие страны. В-третьих, чилийцы устали, упоминавшийся «Коло-Коло» дошел до финала Кубка Либертадорес, где в напряженнейшей борьбе уступил аргентинскому «Инденендьенте» на… 256-й минуте матча.
И тем не менее чилийцы, среди которых выделялся 23-летний малыш (рост 164 см) Карлос Кассели, которого называли местным Пеле, за которого «Ботафого» готов был уплатить сто тысяч долларов, а «Барселона» — вдвое больше, оказались победителями.
После обмена победами дома и в гостях с одинаковым счетом 2:0 команды 5 августа 1973 года на нейтральном поле в Монтевидео окончательно разрешили спор в пользу одной из сторон.
Вопреки большинству прогнозов чилийцы выиграли – 2:1. Французская газета «Экип» сразу же назвала случившееся «маленькой сенсацией». Ведь в составе перуанцев в этом матче значились футболисты с высокой международной репутацией – Эктор Чумпитас, Уго Сотиль, Педро Леон.
На взгляд тренера чилийцев Луиса Аламоса, успех его подопечных во многом объяснился тем, что они не выступали на предыдущем чемпионате в Мексике. Тем самым у них было больше стремления попасть туда. Кроме того, Аламос подчеркивал, что поле в Монтевидео не является для его команды чужим. Месяц назад возглавляемый им же «Коло-Коло» уступил здесь в дополнительном матче за Кубок Либертадорес аргентинскому «Индепендьенте», а «дважды подряд судьба не может с нами обойтись сурово».
Встреча началась, как и предполагали эксперты, мощными атаками перуанцев. Технически они превосходили соперника, и Эктор Байлети дважды был близок к взятию ворот, но оба раза здорово сыграл голкипер чилийцев Хуан Оливарес. Но на 42-й минуте Байлети вновь оказался последним адресом в многоходовой атаке партнеров, и на этот раз, благодаря хитроумной паузе, он все-таки обманул вратаря соперников.
Казалось, на этом команды и уйдут на перерыв, но на последней минуте тайма в сторону ворот сборной Перу был назначен штрафной. Чилиец Франсиско Вальдес не стал дожидаться партнеров, поставил мяч на место нарушения и быстро пробил. Вратарь перуанцев Хулио Урибе был застигнут врасплох – 1:1. Как заметила все та же «Экип», сборная Перу не использовала с полдюжины возможностей для увеличения счета, владея при этом неоспоримым территориальным перевесом. В то же время контратаки чилийцев выглядели организованно и опасно. Это подтвердило начало второго тайма. В промежутке между 50-й и 53-й минутами все тот же Вальдес дважды выходил к воротам соперника и дважды упускал прекрасные возможности забить. Наконец, в третьей контратаке Рохелио Фариас ударом головой отправил мяч в цель. Голкипер перуанцев Урибе был блокирован своими же игроками и не смог перехватить передачу Карлоса Рейносо. Мяч медленно вкатился в ворота, а Урибе лишь проводил его глазами. После этого чилийцы все внимание сосредоточили на обороне и преуспели.

Регламент стыка

Таким образом в дополнительной схватке путевку в ФРГ должны были разыграть сборные Чили и СССР. Раньше в рамках мировых чемпионатов команды уже встречались. В 1962 году чилийцы в четвертьфинале одержали победу – 2:1. Четыре года спустя в английском городе Сандерленде советские футболисты взяли реванш с тем же счетом. И вот новое свидание, которое оказалось оборванным…
Еще при жеребьевке по предложению южноамериканцев было определено, что первый матч между победителями третьей группы их континента и девятой европейской состоится в Старом Свете. Победитель будет определен по очкам, в случае их равенства в силу вступала разница мячей. Если и этот показатель окажется одинаковым, соперники, встретились бы в третий раз на нейтральном континенте.

По нулям

26 сентября соперники встретились в. Москве. Сборная СССР вела наступление, чилийцы защищались. Игра завершилась нулевой ничьей – 0:0. Атаки советской сборной не несли в себе остроты. И это притом, что большую часть матча сборная СССР провела с четырьмя нападающими (Владимир Гуцаев, Анатолий Кожемякин, Онищенко, Блохин), которым активно помогал полузащитник Мунтян. Но все они грешили индивидуальной игрой, чем значительно облегчали задачу обороны чилийцев – она, не мудрствуя лукаво, отбивала при первой же возможности мяч подальше.
Ответный поединок был запланирован на 21 ноября в Сантьяго. Но «советы» на него не выехали…

Так кто же поиграл?

В Чили случился военный переворот под руководством генерала Пиночета. Собственно, уже на первый поединок в Москву чилийские футболисты приезжали в качестве посланников нового режима. На повторную встречу отправляться было небезопасно.
Впервые вопрос о переносе матча был поставлен советской стороной на заседании оргкомитета 12 октябри 1973 года в Гельзенкирхене. Однако, ссылаясь на гарантии чилийских представителей, генеральный секретарь ФИФА Кейзер, а вместе с ним и большинство членов оргкомитета, приняли решение с целью изучения ситуации более детально провести инспекционную поездку. В Чили отправились сам Кейзер и бразилец Альмейда для того, чтобы выяснить, как официально зафиксировано в документах, «может ли состояться в Сантьяго матч чемпионата мира и может ли он быть проведен в нормальных условиях».
Комиссия пребывала в Сантьяго всего один день, но вывод сделала красноречивый – матч может быть сыгран, правда с учетом дополнительных гарантий по обеспечению безопасности советских футболистов. Чилийцы эти гарантии давали. 2 ноября президент ФИФА провел поименный опрос членов оргкомитета чемпионата мира с целью выяснить, считают ли они возможным проведение матча в Чили. 15 из 21 участвовавших в опросе дали положительный ответ.
Тем не менее руководители ФИФА, пытаясь до конца контролировать ситуацию, провели с представителями хунты переговоры о возможном переносе матча на другой стадион. Назывался даже стадион города Винья-дель-Мар. Однако чилийцы вновь настояли на своих гарантиях.

Гол в пустые ворота

Вечером 21-ноября на стадионе «Насьональ» был разыгран фарс. Четверо, как уточняла советская печать, чилийских футболистов, которых хунта заставила выйти на поле, провели мяч от центра к воротам и затем вкатили его туда.
«Мне очень жаль, что советская, сборная не будет участвовать в финале, но таковы правила проведения чемпионатов мира», — резюмировал отказ сборной СССР Стэнли Роуз.
Между тем это решение для него оказалось далеко не выигрышным, не все федерации, специалисты, функционеры однозначно приняли сторону ФИФА. Советских футболистов поддержали федерации Голландии, ГДР, Болгарии, Швеции. Довольно едким был тон многих газетных публикаций.
«ФИФА действует вопреки логике и морали, — отмечала австрийская «Фольксштимме». — В то время, когда заседал оргкомитет, в Чили продолжались аресты, репрессии и расстрелы. Такие действия руководителей ФИФА направлены против демократической мировой общественности, против идеалов спорта и поэтому заслуживают самого резкого осуждения».
«ФИФА нанесла удар по миллионам людей спорта во всем мире, — вторила ей западногерманская «Унзере Цайт». — Деятели ФИФА, которые любят говорить, «что спорт не имеет ничего общего с политикой», приняли решение явно политическое. Этот шаг, помимо всего прочего, наносит ущерб чемпионату мира».
«Подлинное поражение во всем этом деле потерпели оргкомитет и руководители ФИФА, а не сборная СССР», — подводила итог финская «Пайвян Санамат».

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.