РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ХОККЕЙ

Хоккейные герои прошлых лет: Дмитрий Клевакин

Есть категория игроков, которых можно назвать «солистами». Они с мал мала, везде и всегда, непременно становились лучшими в своей возрастной категории и прочно закрепили за собой репутацию «подающих надежды». Еще их можно назвать просто – талантами. Дмитрий Клевакин был как раз из таких.

Вырос за бортиком

Талантливые личности редко бывают односторонними. Как правило, они проявляют не дюжие способности и в других областях. Клевакин – игровик. Он здорово играл в футбол, теннис, баскетбол. Это от природы. В родном Ангарске, где Дмитрий уже с 3-летнего возраста встал на коньки, он успешно занимался и футболом. Успешно – еще мягко сказано. Клевакин постоянно играл за различные ангарские команды, ездил с ними даже куда-то. И это при том, что футболом-то он, в общем, не занимался – так, поигрывал между делом. Но, играя, за «Ермак» или «Ангару», Дмитрий, как правило, был одним из лучших на поле. Играл тоже в нападении, много забивал. На финал первенства России его звали.
У многих хороших, и даже великих хоккеистов, в юношеские годы возникала дилемма: чему посвятить себя дальше – футболу или хоккею. Времена Всеволода Боброва, когда можно было с лихвой на профессиональном уровне заниматься и тем, и другим, давно прошли. Поэтому в какой-то момент людям, в равной степени хорошо умеющим обращаться с мячом и шайбой, приходится делать выбор или то, или другое. Кому-то, как Евгению Мишакову, помогает случай, а кому-то, как Теему Селянне – брошенная монетка. Клевакин, правда, никогда с такой проблемой не сталкивался. Он с 5 лет. как только пришел в хоккейную секцию, сразу же для себя решил – буду хоккеистом. Да и как им не быть, когда и отец его играл в хоккей, и был, между прочим, неплохим защитником. Защищал цвета местного «Ермака». Впрочем, отец-то в жизненном выборе сына, как раз и ни причем. Он никогда не настаивал, чтобы Дмитрий шел по его стопам. Но как это часто бывает, дети артистов, выросшие за кулисами, сами, порой того даже не осознавая, становятся артистами. Так же произошло и с Дмитрием Клевакиным, только вместо артистической, он оказался в хоккейной среде.

Забивал по 15 голов за игру

Тогда, на футбольный финал по России он не поехал только из-за одного – позвали из московского «Спартака». Хоккейного. Отказать было невозможно. Еще бы – Москва! «Спартак»! О чем еще мечтать ангарскому мальчишке. Впрочем, звал его не только «Спартак», но и все остальные московские команды – «Динамо», ЦСКА, «Крылья». Посоветовался с отцом – решили, что «Спартак» Дмитрию подходит по стилю лучше всего.
В Москву в то время просто так никого не приглашали. Надо было засветиться так, чтобы на тебя обратили внимания селекционеры из Первопрестольной. Клевакину же особо волноваться по этому поводу не было нужды. Его талант с юных лет был очевиден всем. Забивал по 15 голов за игру, по своему году на всех турнирах он неизменно становился лучшим бомбардиром. Играл за команды старшего возраста, и там был лучшим. И все это благодаря не только врожденной предрасположенности к хоккею, но и тому, что в хоккей он пришел очень рано – в 5 лет. Поэтому и стал Клевакин с самого начала заниматься с 7-8-летними ребятами. И по мере взросления, попутно с играми за команду своего года, все время выступал за ребят, старших его на пару-тройку лет.
Кстати, и в Новосибирске о вундеркинде Клевакине узнали давно. Как-то он вместе с другими ангарцами – Шаламаем и Кривокрасовым-младшим выступал за сборную Сибири 1976 года рождения, составленную на базе «Сибири». Та команда заняла второе место в стране. Да и то, по глупости. Играли со сборной Заволжья, ставшей в последствии чемпионом. Выигрывали после второго периода 8:3. но умудрились проиграть 9:10.

К Новикову в Новокузнецк

А заприметили москвичи Клевакина на финале чемпионата СНГ среди юношей, проходившем в Ярославле. Будущий главный тренер «Металлурга» Юрий Новиков, тогда работал в «Спартаке» и именно по его указке директор спартаковской хоккейной школы привёз талантливого мальчишку в Москву. 15-летнего паренька на грядущий сезон планировали привлечь в команду-мастеров Ангарска – «Ермак». Но… «Спартак» пересилил.
В Москве у Дмитрия сложилось все как-то само собой – легко. Сначала играл за молодёжку «Спартака» — становился чемпионом Москвы, и даже чемпионат России выигрывал. А в 16 лет вместе с Шаламаем стал выступать и за основную команду. Параллельно играл и за всевозможные сборные – юниорскую, юношескую, чуть позже молодёжную. Стал серебряным призером и одновременно лучшим бомбардиром юниорского чемпионата Европы в Финляндии. В 1995 году занял второе место на молодежном чемпионате мира в Канаде. Воочию наблюдал за триумфом Евгения Тарасова, ставшего лучшим игроком того турнира. Через год вновь на «молодёжке» выиграл «бронзу». Тогда же вместе Епанчинцевым был поставлен «Тампа-Бэй» на драфт. Правда, в Америку так и не уехал. Остался в «Спартаке», хотя за океан настойчиво звали. А вот Епанчинцев поехал и через год, не солоно хлебавши, вернулся домой. Горький опыт друга оттолкнул от заморских путешествий и Клевакина.
Жалел, что с НХЛ не сложилось? Наверное. Надо было ехать в Северную Америку, как только задрафтовали. Но в «Спартаке» обещали дать квартиру – не дали конечно.
Пока ждал, время безнадежно ушло.
А вскоре в «Спартаке» вообще не понятно, что началось и Клевакин, после 7 лет пребывания в Москве, решил перебраться в Новокузнецк. К Юрию Новикову, который уже там работал. К тому же и ехал-то не один, а вместе со своими партнерами по спартаковской тройке – Шаламаем и Епанчинцевым. А что до квартиры, так генеральный директор «Металлурга» Роман Хайретдинов об этом сказал: «Да плюньте вы на них. Здесь деньги заработаете и сами ее в Москве купите».
Так в итоге и произошло.

Николаева хватило на 1,5 года

И тем не менее, в Новокузнецк Клевакин ехал с небольшой опаской. Причиной всему был главный тренер «Металлурга» Сергей Николаев. Нет, как специалист, он бесспорно молодец. Но, вот, в силу своего характера, сработаться с ним мог далеко не каждый человек. Еще патриарх футбольного московского «Спартака» Николай Петрович Старостин говорил Константину Бескову:
«Завинчивать гайки, то завинчивай, но никогда не перекручивай резьбу».
Бесков бывало перекручивал. Тоже самое делал и Николаев. Может быть, так и надо с нашими игроками? Может быть и надо. С некоторыми. Но нельзя же всех чесать под одну гребенку. Дмитрий, как в воду глядел. С Николаевым сумел проработать только 1,5 года. По началу все было терпимо. Но в начале следующего года произошел взрыв. Николаев стал высказывать недовольство Клевакиным, а тот в свою очередь терпеть молча оскорбления не привык. Стал огрызаться. В итоге потерял место в основном составе и отправился за игровой практикой в Новосибирск.
На какой-то стадии чемпионата тренерский состав «Металлурга» посчитал, что может обойтись и без Клевакина. В команде был неплохой запас квалифицированных игроков и, чтобы Дмитрий не терял игровой практики, его отдали в аренду до конца сезона в «Сибирь». Конечно, крест на Клевакине в Новокузнецке никто не поставил. Когда его отправляли в «Сибирь» то сказали: «Дима, если проявишь в Новосибирске свои лучшие качества, для тебя в «Металлурге» всегда дверь открыта».

Поездка в Новосибирск

Кроме «Сибири» на опального форварда также претендовали СКА и «Салават Юлаев» — команды суперлиги.
«Когда в Новосибирске узнали, что Клевакин перестал попадать в состав «Металлурга», главный тренер «Сибири» Леонид Киселев тут же сел в машину, отправился в Новокузнецк и привез этого игрока в Новосибирск. Безусловно хоккеист такого калибра был необходим команде в переходном турнире. Да и сам Дмитрий ничего не терял. Во-первых, недалеко от Новокузнецка. А, во-вторых, здесь он все равно играл с командами суперлиги – ЦСК ВВС, «Салават Юлаев», ХК «Липецк», «Кристалл».
Да и сам нападающий рассудил примерно так же: до конца сезона оставалось каких-то два месяца, зачем уезжать куда-то далеко. Однако, в «Сибирь» он приехал доказывать, что в хоккее еще кое-что умеет. Ехал сюда, чтобы, по его же признанию, стать лучшим игроком переходного турнира.
В «Сибири» Клевакин сразу же оказался на ведущих ролях. Всегда, когда в команду приходит новый человек, ему требуется время на адаптацию. Клевакину же оно практически не понадобилось. С первого взгляда было видно, что это незаурядный игрок. Он обладал прекрасной скоростью, великолепно видел площадку, здорово обращался с шайбой. Очень хорошо, что Дмитрия перевели в тройку к Толоконцеву и Иванову –грамотным, умным игрокам. Клевакин, оказавшись в этом звене, сразу заиграл результативно. Ему необходимы были именно такие партнеры для того, чтобы максимально использовать свои козыри. Единственное, что не хватало этому хоккеисту – это стабильности.
Новосибирск ему пришелся по душе. После Москвы Новокузнецк мог показаться маленьким. Новосибирск — другое дело. Жаль только, что «Сибирь» играла тогда рангом ниже «Металлурга».

Не угнался за Титовым

В Москве Клевакин учился в спецшколе в одном классе с Егором Титовым. И тот, и другой считались самыми талантливыми в своих игровых дисциплинах. Титов стал игроком сборной России. Одним из ее лидеров. Неоднократным чемпионом страны. Побывал в статусе лучшего футболиста России. У Клевакина не было ни одного подобного звания.
После «Сибири» он вернулся в «Спартак», затем были «Крылья Советов», клубы КХЛ – «Салават Юлаев», ХК МВД, «Химик» (Воскресенск). Заканчивал карьеру в клинском «Титане», можайской «Рыси», тверском ТХК, и павлодарском «Иртыше».
Однако удача ему не улыбнулась. Самые яркие эпизоды хоккейной жизни Клевакина пришлись на юность и молодость, а жаль. Какой же у него был потенциал!

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.