Фавориты чемпионата мира по футболу 1974 года: сборная Югославии
Заключительный матч отборочного цикла чемпионата мира 1974 года между сборными Югославии и Испании, состоявшийся 13 февраля во Франкфурте-на-Майне, интересен не только с точки зрения выявления последнего финалиста.
Здесь, на местном «Вальдштадионе», спустя ровно четыре месяца – 13 июня 1974 года победителю этой встречи в матче открытия чемпионата мира надлежало встретиться с действующими лауреатами – бразильцами. Поскольку остальные финалисты уже начали подготовку к турниру, то закономерно, что поединок вызвал небывалый интерес. Матч выступал как бы мостиком из квалификационного цикла в финальный.
Кроме тренера сборной ФРГ Хельмута Шёна понаблюдать за ним прибыли его коллеги по тренерскому цеху, которым предстояло скрестить в бою тактические идеи уже ближайшим летом. Кроме того, матч транслировался на 41 страну Европы и Америки. Сорок тысяч поклонников югославской команды съехались понаблюдать за триумфом команды и разочаровались. Не игрой и победой сборной Югославии, а тем, что не смогли попасть на стадион. Оказывается, большинство купило билеты на черном рынке, а они были фальшивыми. Полиция выявила тридцать тысяч поддельных входных пропусков, немедленно начав расследование. Был зафиксирован один смертельный случай. Правда, не во Франкфурте, а в далекой Мексике. Там в одном из самых крупных спортивных залов столицы был установлен огромный экран, по которому велась прямая трансляция матча. Восемь тысяч билетов разошлись в мгновение ока. Всем желающим их не хватило, и в толпе у касс был задавлен болельщик.
Югославская сборная, всегда пользовавшаяся хорошей репутацией, в финалы мировых чемпионатов 1966-го и 1970 годов не пробивалась, за что была подвергнута нещадной критике на родине. Она не стихала даже после ничьей с испанцами у них на поле – 2:2, причем хозяевам удалось отыграться лишь за минуту до финального свистка. Оба мяча в составе югославов забил форвард «Вардара» (Скопье) Душан Баевич, которому многие специалисты прочили мировую славу. Все последние годы сборная Югославии как раз и страдала из-за отсутствия лидера в линии нападения. Конечно, был Драган Джаич, но он играл на фланге и на роль бомбардира не претендовал. После двух четвертьфиналов европейского первенства против советской команды, в которых подопечным Вуядина Бошкова не удалось отличиться ни разу, тренер и остановил свой выбор на Баевиче – высоком, мощном центрфорварде, но одновременно и техничном, даже изящном.
Югославы рассчитывали завершить спор с испанцами в свою пользу в домашнем поединке. Они были единственной командой, которая в товарищеском матче нанесла поражение чемпионам Европы из ФРГ – 1:0. Но в Загребе, пожалуй, даже испанцы были ближе к победе, и, если бы не блестящая игра вратаря Энвера Марича из того же «Вардара», под угрозой могло оказаться и третье подряд выступление в финале. А затем был уже известный матч с греками в Афинах, перед которым Бошков ушел из сборной. Созданный так называемый селекционный комитет возглавил штатный тренер футбольного союза Югославии Милован Джирич. Для победы с перевесом, как минимум, в два мяча было сделано все: из Франции члены комитета вызвали правого крайнего Илия Петковича, у армейского командования страны добились права выступления в сборной левого нападающего Джаича, недавно призванного под ружье – в Югославии служба в армии для футболистов не носила формального характера.
Баевич свое дело сделал и в Афинах, но затем был удален. А вскоре защитник Каталинский срезал мяч в собственные ворота.
Но именно Йосип Каталинский и стал героем дополнительного матча с испанцами, забив единственный мяч.
Победа, а главное – игра югославской сборной вызвала восторженные отклики у всех специалистов. Они отмечали современный стиль команды, заключавшийся в том, что она показала «исключительную подвижность и маневренность, азарт и вдохновение». Югославы вдевятером наступали и вдевятером защищались. Неожиданные подключения защитников наводили панику на испанскую оборону, которая никак не могла определить, откуда ей ждать опасности. Кое-кто после матча во Франкфурте даже зачислил сборную Югославии в разряд главных фаворитов чемпионата.
Мозгом селекционного комитета команды все считали тренера «Црвены Звезды» Милана Милянича. В конце 1973 года он получил приглашение из «Бенфики» и уже собрался было уезжать в Лиссабон, когда подал в отставку Бошков. Футбольный союз предложил Миляничу поработать в сборной, и до окончания чемпионата мира он согласился остаться в стране. Собственно, именно Милянич получил в комитете наибольшие полномочия – он определял тактический план команды, занимался подбором необходимых исполнителей.
В рамках подготовки к финалу в апреле на своем поле в Зенице югославская сборная встретилась с командой СССР, в составе которой выступали Евгений Рудаков, Владимир Трошкин, Владимир Онищенко, Владимир Веремеев, Виктор Колотов, Олег Блохин, Анатолий Коньков, и уступила – 0:1 (гол забил Давид Кипиани). Это поражение несколько развеяло радужные иллюзии поклонников югославской сборной.
«Оно неприятно, но отнюдь не страшно, — тем не менее замечала белградская газета «Политика». — Если его воспринимать в качестве предупреждения перед первенством мира, то поражение даже и полезно. Игрокам надо понять, что в ФРГ побед добиваться будет неимоверно трудно».
Милан Милянич из игры тоже сделал выводы:
«Теперь мне понятно, что наша команда еще не находится на уровне тех требований, которые предъявляются к участникам финала. Мы не смогли выдержать всю игру в одном темпе. Игроки отлично маневрировали, но у них не было хороших завершающих ударов».
Следует заметить, что сборная Югославии выступала без четырех ведущих исполнителей: Бранко Облак и Баевич были травмированы, Петковича не отпустили французы, а Джаича на этот раз не освободили от армейских обязательств.
Проиграли югославы и свой следующий матч венграм – 2:3, хотя вели в счете после первого тайма – 2:0. Милянича всерьез стал волновать вопрос психологической устойчивости игроков. Непосредственно на сборе перед отъездом в Западную Германию он провозгласил политику «открытых дверей». На все тренировочные занятия допускались болельщики, игрокам не запрещалось, а даже рекомендовалось почаще общаться с публикой и прессой. По мнению Милянича, уединенная обстановка и изоляция отрицательно влияют на психологическую стабильность югославских игроков, а чрезмерное нервное напряжение лучше всего снимать с помощью такого общения. Плюс музыка. Психолог сборной Стефанович предписал подопечным коллективное прослушивание концертов Фредерика Шопена, которое, по его мнению, особую роль должно сыграть в стартовом поединке с бразильцами.
Автор статьи: Сергей Соседов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.