РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ХОККЕЙ

Вспоминаем. Так челябинский «Мечел» вышел в хоккейную элиту. Итоги сезона 1996-1997 годов

Защитник челябинского «Трактора» Николай Макаров становился бронзовым призером чемпионата бывшего Союза, а позднее Николай стал единственным непосредственно из Челябинска хоккеистом, которому удалось стать чемпионом мира в составе сборной СССР. Хотя Макарову и не раз предлагали перейти в столичные клубы, но Николай прикипел к родному городу. И уже в роли главного тренера, Николай Михайлович сумел добиться успеха – вывел в Суперлигу российского хоккея бывший фарм-клуб «Трактора».

Заслуженный успех

Причиной тому в первую очередь стало удачное выступление команды на протяжении предыдущих трех сезонов, когда ежегодно «Мечел» добивался успехов. Однажды «металлурги» проиграли в полуфинале первенства России «Заполярнику» из Норильска. На следующий год «Мечел» участвовал в переходном турнире четырех команд, но попасть в первую двойку, которая завоевала право играть в РХЛ, не смог. В текущем сезоне ставилась конкретная задача – попасть в элиту.
Игры лиги, проходившие в Челябинске, просматривалась главным тренером. И у него сложилась чёткая картина манеры выступления команд из нижней части турнирной таблицы. В ходе первенства, тренеру нетрудно было определить, как играет та или иная команда на выезде или дома. Разница в классе между ними и лидерами высшей лиги не бросалась в глаза. И это доказал переходный турнир: в РХЛ попали сразу две новые команды.
Помогло классному выступлению «Мечела» то обстоятельство, что пермский «Молот» сам себя наказал, ставя незаявленного Филимонова почти на половину переходного турнира…
«Молот» был одним из претендентов на попадание в «четверку». Но помимо «Молота» были еще команды, которые ставили перед собой те же задачи. Например, пензенский «Дизелист».

Миасский десант

Весь сезон в команде играли одни хоккеисты, а перед «переходкой» она усилилась четырьмя игроками миасского «УралАЗа». Многие тренеры команд-соперниц посчитали, что именно эта «четверка» и помогла «Мечелу» попасть в «четверку».
Помощь миассцев была для команды очень большой. Статистика показала, что их вклад был велик. Но нельзя сбрасывать со счета и основной коллектив. К тому же и многие другие команды перед переходным турниром усилились – альметьевский «Нефтяник», ЦСКА, ХК «Липецк».

Сёстрам по серьгам

А вот кто выступал в «Мечеле» на протяжении всего сезона, а не только в последнем победном рывке.
Вратарь – Александр Жульдиков. В ходе подготовительного периода тренеры остановили внимание на Остапе Плоскове. И все же всю основную нагрузку на предварительном этапе выдержал Жульдиков. Однако перед борьбой за выход в Суперлигу встал острый вопрос – нужен хороший голкипер. И тренерские взоры обратились на Александра Колобкова, отстоявшего большую часть переходного периода. В защите ровно по всем показателям сыграли Юрий Короболин, Евгений Шишкин и особенно Василий Дубровин. Слабее провел сезон Сергей Парамонов, но как «дядька» Парамонов свою роль выполнил: подсказывал, где-то прикрикивал на молодых. Защитники Вячеслав Каравдин, Сергей Кузнецов, Дмитрий Денисов, Владимир Фильковский, Вадим Шубин провели сезон на среднем уровне. Было три стабильные пары защитников, которые вынесли на себе всю тяжесть «переходки».
В нападении неплохо выглядел Андрей Исмагилов. Но в переходном турнире он играл ниже того уровня, на котором мог. По-видимому, с приходом из «УралАЗа» нападающих Виталия Казарина, Бориса Костарева и Валерия Панина он почувствовал, что тренеры стали больше доверять этим хоккеистам. Нужно отдать должное капитану команды Валерию Андрееву, который весь сезон отыграл ровно. У него лучшие показатели в команде. На довольно высоком уровне провел сезон Дмитрий Андреев. Неплохо отыграл Евгений Бобыкин. Нужно отдать должное Андрею Баландину — «мотору» команды: он мог зажечь ребят. Он прекрасно разбирался в хоккее, но не всегда умел заставить себя действовать на пределе. Хорош был Михаил Востряков. Не испортил игры Валерий Тушенцов. От Дмитрия же Демидова и Станислава Туголукова ожидали много большего. К сожалению, по болезни выбыл Евгений Хацей.

Развод по-челябински

Основной темой в прессе тех времён относительно Челябинска являлись взаимоотношение между двумя челябинскими командами — «Трактором» и «Мечелом». Было опасение, что произойдёт то же, что и между челябинским «Трактором» и «Восходом» в 60-х годах, когда было перетаскивание игроков и «Восход» в итоге выбыл из высшей лиги.
Но конфликтов пока ещё не было. Мнение об антипатии сложилось, когда «Мечел» отказался быть фарм-клубом «Трактора» и при помощи руководства металлургического комбината приобрёл самостоятельность. В то же время «Мечел» отдал ведущих игроков – Бобыкина, Зиновьева, Туголукова, Черкасова – в «Трактор». Когда спонсоры поняли, что это будет повторяться, руководство комбината поставило перед командой условие: или вы будете самостоятельными, или мы не будем вас финансировать.
«Мечел» всегда ориентировался на воспитанников челябинского хоккея, но было желание усилиться и опытными игроками. Желание было у многих хоккеистов, но их останавливали суммы контрактов. Поэтому многое зависело от финансов, то есть от Челябинского металлургического комбината (генеральный директор Игорь Топорищев) и президента ХК «Мечел» Владимира Конорева, обеспечивавшим команде хорошие финансовые условия.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.