Вспоминаем. Почему московский «Спартак» крепко стоял на ногах в 1990-е
В 1993 году главный тренер и президент «Спартака» Олег Романцев говорил, что 70 процентов доходов получает с трансферов игроков и только 30 – от иных видов коммерческой деятельности. А должно, по его мнению, быть наоборот.
«Спартак» не настолько богат, как это кажется многим, — утверждал Романцев. — Мы продаем игроков на Запад не ради лишней сотни тысяч долларов. Мы стараемся исходить прежде всего из личных интересов футболистов».
Иными словами, если игрок имел перед «Спартаком» заслуги и хотел попробовать силы за границей, его отпускали. С новичками же руководство предпочитало заключать долгосрочные по российским меркам контракты – в среднем на три года.
Заслужить надо было и квартиры. Даже Виктор Онопко и Андрей Пятницкий сначала жили с семьями на базе и только потом получили жилье с московской пропиской. Не такой богатый, по словам Романцева, «Спартак», тем не менее, на ногах стоял твердо, хотя и не пользовался поддержкой властных структур. Прочность его финансового положения объяснялась удачной в целом трансферной политикой и крупными доходами от участия в Лиге чемпионов в течение трех сезонов подряд. Но если в начале 90-х годов на спартаковских футболках красовались названия Danieli, Jindo, Unipack, OLBI, то позже из всех спонсоров реально поддерживал клуб лишь «Уренгойгазпром». Его генеральный директор Рим Сулейманов, давний поклонник «Спартака», хотя и жил в Уренгое, старался бывать на всех важнейших матчах в Москве. Взаимовыгодно складывались отношения и с Adidas, начало которым было положено чуть ранее. Знаменитая фирма экипировала основной состав, дубль, молодежную команду и спортшколу до 2000 года.
Кстати, спортшкола имени Николая Старостина, отметившая в декабре 1996 года 60-летие, была вправе гордиться своими воспитанниками. Чемпионы России-96 Рамиз Мамедов, Вадим Евсеев, Егор Титов, Константин Головской, Алексей Мелешин, Александр Ширко, Владимир Джубанов – коренные спартаковцы. Всего в школе занимались около 200 юных игроков, среди которых сыновья Романцева и Сергея Родионова, работающего с дублем.
Так уж исторически сложилось, что у народной команды не было своего стадиона, хотя разговоры о выделении земельного участка и строительстве велись давно. Между тем из-за реконструкции Лужников «Спартак» был вынужден принимать своих соперников по российскому чемпионату на «Локомотиве». Аренда черкизовского стадиона обходилась клубу в 20 тысяч долларов за матч.
Автор статьи: Сергей Соседов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.