РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

Была такая команда: «Торпедо-ЗиЛ». Такие планы она ставила на первый свой сезон

После того как летом 1996 года акционерное общество «Лужники» выкупило у автогиганта 95 процентов акций футбольного клуба «Торпедо», знакомое каждому болельщику слово «автозаводцы» превратилось в архаизм. Зато быстро вошло в моду другое — «лужниковцы». Однако через полгода симпатии поклонников популярного клуба, носящего теперь имя «Торпедо-Лужники», разделились. В 3-й зоне 3-й лиги чемпионата России взяло старт «Торпедо-ЗиЛ».

А появилась команда в феврале 1997 года, когда по инициативе генерального директора «АМО 3иЛ» Валерия Носова (старшего брата бывшего президента «Торпедо») было создано акционерное общество ФК «Торпедо-ЗиЛ», а чуть позже сформирован попечительский совет, куда помимо Носова вошел префект Южного округа Москвы Александр Беляев – тоже большой любитель футбола.
Тренерский штаб «Торпедо-ЗиЛ», словно подчеркивая дистанцию от своего «старшего брата», составили близкие к прежнему «Торпедо» люди. Например, главный тренер Сергей Петренко провел в клубе 14 сезонов. Его помощник Анатолий Зарапин и начальник команды Юрий Мишин тоже коренные торпедовцы. Генеральным директором был назначен бывший игрок «Торпедо» и сборной СССР Владимир Сахаров, а почетным президентом Виктор Шустиков.
Несмотря на то. что команду собрали за полтора-два месяца, намерения у руководителей «Торпедо-ЗИЛ» были самые серьезные. Задача-максимум – выход в высшую лигу – особо не афишировалась. А вот задачу-минимум – попадание во вторую лигу – предстояло решить в первом же сезоне.
Перед его началом команда провела недельный сбор в Анталии. И хотя времени на комплектование катастрофически не хватало, Петренко удалось заполучить в своё распоряжение нескольких опытных игроков. Максим Чельцов и Владимир Гречнев, чьи контракты истекли, достались клубу бесплатно. Остальные, включая Константина Веселовского, Павла Сударикова (оба — «Динамо» Ставрополь), Александра Дозморова (казанский «Рубин») и Михаила Соловьева («Тюмень») обошлись недешево, а это говорит о том, что деньги у «Торпедо-ЗиЛ» были. Любопытно. что, за исключением Сударикова и Веселовского, другие игроки в разные годы защищали черно-белые цвета «Торпедо», а потому, оставшись без работы, без колебаний откликнулись на предложение родного клуба.
Ни о каких долгосрочных контрактах с «Торпедо-ЗиЛ» речи не шло. Все игроки, кроме Михаила Соловьева (у него контракт был на два года), подписали договоры на сезон. Кроме того, все футболисты получили от руководства твердые гарантии, что в случае интереса к ним со стороны клубов рангом выше никто их удерживать в третьей лиге не станет. Так, Глеб Панферов оговорил возможность своего отъезда в конце лета.
ЗиЛ и префектура Южного округа договорились делить бремя расходов поровну. Что касается зарплаты и премиальных, то генеральный директор «Торпедо-ЗиЛ» Сахаров охарактеризовал их как «очень хорошие для третьей лиги». К слову, премиальные в команде оплачивались два раза в месяц, и в начале сезона на задержки с деньгами никто не жаловался.
За исключением Молодежного банка, чей президент входил в совет директоров, деловых партнеров у «Торпедо-ЗиЛ» пока не было. Руководство клуба искало контакты с различными коммерческими структурами и влиятельными частными лицами. Известно, например, что вице-мэр Москвы Валерий Шанцев с большим интересом наблюдал за новым детищем ЗиЛа. Кстати, до того, как уйти в мэрию, Шанцев занимал должность префекта Южного округа, а затем на этом посту его сменил Александр Беляев.
Перед другими командами третьей лиги, рвущимися наверх, «Торпедо-ЗиЛ» имел огромное преимущество: у клуба был стадион на 16 тысяч зрителей и тренировочная база в Мячкове. И стадион, и база – собственность завода, и потому автозаводцы пользовались ими бесплатно. Для команды с годовым бюджетом примерно полтора миллиона долларов – это значительная экономия. К примеру, «Торпедо-Лужники» платило за аренду стадиона на Восточной улице около 5 тысяч долларов за матч. Еще 5 тысяч добавляла префектура.
Кстати, отношения между двумя торпедовскими командами строились вполне цивилизованно. В свое время генеральный директор ЗАО «Лужники» Владимир Алешин не стал препятствовать уходу в «Торпедо-ЗиЛ» Сергея Петренко, хотя и не скрывал, что делает это без восторга. Главный тренер «Торпедо-Лужники» Александр Тарханов был готов отдать в аренду зиловцам Михаила Харина, Сергея Бурченкова и Рустама Мустафина, но сами футболисты энтузиазма не проявили, а в команде Петренко по принуждению не играли. В свою очередь «Торпедо-ЗиЛ» откликнулось на просьбу лужниковцев об аренде автобуса. Шли переговоры и о том, чтобы «Торпедо-Лужники» в течение сезона использовали для сборов базу в Мячкове, но в этом вопросе не сошлись в цене.
«Торпедо-ЗиЛ» не собирался сидеть на шее у префектуры и завода, который сам не вышел из кризиса. Правда, о коммерческой деятельности говорить не приходилось – слишком мало времени прошло со дня создания команды. Но Сахаров уже вел переговоры с «Nike» и «Umbro» по вопросам экипировки. В перспективе руководство «Торпедо-ЗиЛ» рассчитывало получить в собственность стадион на Восточной улице.
По словам Сахарова, при поддержке попечительского совета клуб также намеривался привести в порядок поля в детской футбольной школе и с помощью финских специалистов построить крытый манеж с искусственным покрытием.
Казалось, что проект под названием «Торпедо-ЗиЛ» собрал серьезных людей с большими планами. Но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.