РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ХОККЕЙ

Хоккейные герои прошлых лет: Вот как Эрик Линдрос дебютировал в НХЛ

Уже в юношеском еще по меркам НХЛ возрасте Эрик Линдрос написал автобиографию и назвал ее «Лед и пламя». Это название вполне годилось в качестве девиза ко всему старту карьеры Эрика.

Двадцатидвухлетний центральный нападающий «Филадельфии» сразу зарекомендовал себя в качестве одного из лучших молодых игроков лиги, потеснив с пьедестала таких признанных мэтров, как Гретцки и Лемье. Но казалось, что Эрик сел в сломанный поезд, путешествующий к тому же лишь по запасным путям. «Флайерз», распродавшие почти треть игроков основного состава, чтобы набрать денег и выкупить Линдроса из «Квебека» в 1992 году, не вошли в плей-офф ни в первом, ни во втором сезонах, что провел Эрик в этом клубе.
Для командного игрока, такого как Линдрос, было весьма нелегко показывать выдающуюся игру в то время, когда его клуб барахтался среди аутсайдеров лиги, однако нелегко не значит невозможно. За два сезона в «Филадельфии» Эрик зарабатывал больше очка за игру (85 голов и 87 передач в 126 играх). Цифры, однако, — всего лишь часть истории. Гигант даже по меркам НХЛ (рост за 190, весом под центнер) сокрушал оппонентов с легкостью необыкновенной, от силовых столкновений с ним старались уклоняться самые крутые парни лиги. От его щелчков стонали борта и рвались сетки ворот, а коварный кистевой бросок не раз заставлял вратарей противника в бессильной ярости крошить клюшки об лед. Практически сразу Эрик стал любимцем всей Филадельфии, и в спортивных магазинах города ощущалась нехватка свитеров с его номером 88 на спине.
Однако «Флайерз» город по-прежнему не радовали. Команда пять раз подряд не попадала в плей-офф, и уже к 15 апреля ее игроки уже привычно сменяли свою хоккейную амуницию на клюшки для гольфа.
«А что я могу поделать? — вопрошал Эрик. – Я стараюсь играть как можно лучше, но нам смертельно не везет. Но у нашего руководства совершенно правильные, на мой взгляд, планы на будущее, и скоро для нас придет время посмеиваться над нынешними неуспехами. Нам бы вот только еще немного везения».
Владелец «Филадельфии» Эд Снайдер называл Линдроса Бобби Кларком 90-х годов. Подписав контракт с Эриком на 21 миллион долларов за 6 лет, он пообещал болельщикам завоевать Кубок Стэнли не позднее 1997 года. Однако исполнить обещанное, казалось, не было возможности. Уже два тренера и генеральный менеджер слетели со своих постов, а президент клуба подал в отставку, а дела все не улучшались. Вдобавок на команду обрушилась эпидемия травм. Не избежал их и Эрик. Оба колена и правое плечо не давали проводить лучшему игроку «Флайерз» целый сезон в полную силу.
Но, наконец, наступило время Линдроса. В своё время «Филадельфия» обменяла не самых плохих своих игроков, пожертвовала первыми раундами двух драфтов и 15 миллионами долларов, и все это для того, чтобы заполучить его. В сезоне-94-95 Эрик стал капитаном. В свое время Бобби Кларк и Марк Мессье были образцовыми капитанами своих клубов. Они были также героями Эрика, и он, возглавив «Филли», старался во всем копировать их манеру, даже в мелочах. Руководство клуба старалось не давить на своего нового капитана, предоставив эту не очень-то приятную миссию болельщикам, однако при этом, будучи весьма заинтересованным в отдаче от столь недешево доставшегося ей лидера, мало-помалу стало подбирать партнеров именно под него. Но самым беспроигрышным ходом владельца стало приглашение из «Флориды» легендарного Бобби Кларка на пост генерального менеджера. Помимо неограниченных полномочий в формировании команды Бобби стал частично владельцем клуба. Вряд ли что-либо еще могло порадовать Эрика больше. Ведь еще с пятнадцатилетнего возраста, с той поры, как Линдрос стал заметной фигурой в лиге канадских колледжей, Кларк лично опекал и пестовал молодое дарование. А во времена своего недолгого вице-президентства в филадельфийской команде в 1992 году бывший капитан лично тренировал будущего. Даже работая во «Флориде», Бобби не забывал своего питомца, и они перезванивались по крайней мере раз в неделю.
Приняв предложение Снайдера, Кларк пообещал, что уже в текущем сезоне клуб будет играть в плей-офф, основывая свой оптимизм именно на возможностях Эрика и талантов, его окружающих. «Флайерз» была единственной в НХЛ командой, трое игроков которой набрали 90 и более очков в предыдущем сезоне. У Марио Лемье пять лет ушло на то, чтобы сделать «Питсбург» постоянным участником плей-офф, а еще два на выигрыш Кубка Стэнли. Помощь Марка Рекки, Рода Бриндамура и Микаэля Ренберга делала эту задачу для Линдроса более доступной. Карьера Эрика, однако, в большой степени зависела не только от его умения делать на льду вещи, другим недоступные, не только от таланта и настроя его партнеров, но и от состояния травмированных коленей и плеча. Рефреном всех высказываний его почитателей и персонала клуба было:
«Вот если бы он был здоров…».
Считается, что травмы лучшего центра стоили «Филли» двух участий в плей-офф. Из 168 игр регулярных сезонов 1992-93 и 1993-94 Эрик в 126 из них появлялся на площадке.


Первой командой Линдроса официально стал «Квебек Нордикс». Несмотря на не раз высказанное нежелание Эрика выступать за эту команду, «Северяне-аутсайдеры» выбрали его под, естественно, первым номером. В отместку за то, что его пожелания были столь нарочито проигнорированы, премьер драфта выступать за свою новую команду отказался, повергнув всю лигу в шок. Впрочем, после непродолжительного оцепенения самые яростные болельщики Канады, какими заслуженно считают квебекцев, владелец клуба Марсель Обут и уж, конечно, все местные журналисты стали единодушно поливать грязью вчерашнего кумира. Виновник же скандала вроде и в ус не дул. Выступал себе в Кубке Канады, поигрывал за родную «Ошаву», юниорскую, олимпийскую и национальную сборные Канады и хладнокровно заявлял, что ноги его в Квебеке не будет и вообще учить французский язык у него времени нет. Для 18-летней звезды тот сезон был сезоном бродячего хоккея, а «Квебек» в спешном порядке искал ему замену.
Весной Эд Снайдер и его сын Джей выступили с заявлением, что наконец-то отыскали для «Филадельфии» новую звезду, героя, который сможет вернуть команду к нормальной жизни. Обменяв в разных вариантах восьмерых игроков и заплатив «Квебеку» 15 миллионов долларов, «Филли» увели Линдроса из под самого носа у «Рейнджерс». Ньюйоркцы даже в арбитраж подавали, заявляя, что имеют больше прав на Эрика, но при рассмотрении жалобы арбитры все же отдали предпочтение «Флайерз».


Первый сезон в НХЛ у новой звезды получился противоречивым. С одной стороны, выступал Эрик для новичка лиги очень неплохо, забив шайбу в первом же матче и набирая как минимум очко в своих пяти первых играх, переписав на свое имя рекорд результативности клуба для новобранцев, неоднократно в течение сезона демонстрировал блестящие сольные шоу, заставляя болельщиков вскакивать и скандировать свое имя в полнейшем экстазе. С другой стороны, на неокрепшего еще морально девятнадцатилетнего парня свалился тяжелейший психологический груз.
Изголодавшиеся по успехам болельщики требовали от своего кумира немедленных успехов и чуть ли не завоевания Кубка Стэнли, невзирая ни на какие трудности, а журналисты со всех концов США, Канады и даже старушки Европы буквально затерзали Эрика просьбами об интервью и приглашениями на телешоу. Руководству клуба пришлось буквально возводить преграды на пути тех и других в тщетных попытках оградить душевное равновесие молодого игрока от посягательств на его личную жизнь. Билеты на первые выездные игры «Филадельфии» были распроданы на корню, все хотели своими глазами видеть в деле новую надежду канадского хоккея.
Ну а первая выездная игра в Квебеке стала для Линдроса настоящим испытанием духа, что, в принципе, легко угадывалось заранее. Франкоговорящие болельщики чувствовали себя оскорбленными в лучших чувствах и устроили ему настоящую обструкцию. Со своей стороны, Эрик, никогда не имевший репутации пай-мальчика, играл против «Северян» с особым настроем, переходившим порой в остервенение. Обида квебекцев со временем притупилась, уступив место восхищению истинным хоккейным мастерством, но вот матчи между «Филадельфией» и «Квебеком» по-видимому останутся в истории лиги эталоном сверхсоперничества, замешанного на неприязни.

В новом сезоне Эрик стал относиться к самому себе намного строже. Он появился в тренировочном лагере в боевой форме и, начиная с выставочных игр, стал буквально тащить команду за собой. В матче открытия сезона он вчистую переиграл самого Лемье и буквально разорвал оборону «Питсбурга» в клочья. В первых 14 играх сезона Линдрос на знал себе равных, а его команда одержала 11 побед при трех проигрышах. Капитаном «Флайерз» в ту пору все еще был Кевин Дайнин, но истинным воплощением командного духа, конечно, был Эрик. Самые смелые надежды болельщиков, казалось, начинали сбываться, но… Увы, и тот сезон не стал успешным для «Филадельфии». В ноябре 93-го вновь не выдержали связки правого колена, и лидер выбыл из строя. Клуб моментально начал, что называется, валиться и естественным образом вновь пролетел мимо Кубка Стэнли.
Казалось, на пути к звездным вершинам лиги, где из ныне играющих есть место лишь для Гретцки и Лемье, встал непреодолимый барьер. Три сезона подряд Эрик играл порой блестяще, а порой не показывал достойной звезды игры. Травмированные колени и плечо не давали возможности играть стабильно, и это было, по мнению многочисленных критиков, неисправимо. Сезон 94-95 стал, однако, и для самого Эрика, и для его (в этом сезоне он стал капитаном, и «Филадельфия», и без того бывшая его клубом, стала ЕГО командой) партнеров неожиданно, но безоговорочно успешным. «Филли» добрался до полуфинала Кубка Стэнли, уступив лишь будущим его обладателям. По итогам сезона Линдрос получил две самые престижные индивидуальные награды лучшего игрока лиги. Хоккейные журналисты отдали ему приз как самому ценному игроку лиги, а ассоциация игроков НХЛ присудила ему – награду лучшему игроку. Канадский еженедельник «Hockey News» кроме того еще дважды признал Линдроса лучшим в двух собственных наградных номинациях.
В решающем пятом матче первого раунда плей-офф против «Буффало» игра Линдроса буквально завораживала соперника. Тренеру «Клинков» Джону Маклеру пришлось брать тайм-аут как никогда рано, и единственное, о чем он попросил своих подопечных, это чтобы они прекратили смотреть, как играет Эрик, и постарались и сами играть в хоккей.
В следующем раунде Линдросу пришлось играть против кумира своего детства Марка Мессье. «Флайерз» лишили «Рейнджеров» всех надежд на сохранение титула, а игра Эрика заметно превосходила то, что показывал на площадке Марк.
В финале Восточной конференции ни новому капитану «Филли», ни его товарищам не удалось подобрать ключей к оборонительным построениям «Нью-Джерси», и им пришлось зачехлять амуницию после шестого матча серии. Несмотря на проигрыш, ни болельщики клуба, ни его владельцы не были сильно разочарованы, ведь их любимцы показали выдающуюся игру, а с дьявольским защитным замком не смогла справиться даже объективно лучшая команда лиги. «Детройт» в финале проиграл сенсационно, не сумев добиться ни единой победы.


Несмотря на то, что в очном поединке Эрик вчистую переиграл своего кумира Мессье, многие критики заявляли, что до Марка Линдрос пока еще не дорос, да и вообще не стоило присуждать ему индивидуальных наград, поскольку их владельцы должны еще доказывать свои достоинства в нормальном сезоне из 84 игр. Возможно, что в этих заявлениях был резон, но стоило послушать и тех, кто не один год знал Эрика и играл с ним рядом.
Рон Хекстолл (голкипер):
«Марио в том сезоне взял отпуск, а карьера Гретцки близилась к завершению. На тот момент Эрик был олицетворением хоккея. Когда люди думали о хоккее, они думали об Эрике Линдросе».
Боб Кларк:
«Ни один из великих, ни Гретцки, ни Лемье не начинали играть в лиге, испытывая такое психологическое давление, как Эрик. Великие до того, как стать великими, обязательно проходят через неудачи. Его черная полоса, похоже, тогда закончилась. Ему было всего 22. а он уже лучший игрок лиги».


То, что происходило с филадельфийским клубом в том сезоне – лишнее подтверждение тезиса о том, что без своего лидера «Флайерз» и вполовину не так сильны, как в его присутствии. «Филадельфия» отменно начала сезон и без особых проблем побеждала одного соперника за другим. А супертройка во главе с Эриком никому из оппонентов и помышлять ни о чем, кроме обороны, не позволяла.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.