РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН

Сетевое издание

РОССИЙСКИЙ СПОРТСМЕН
ФУТБОЛ

Футбольные герои прошлых лет: Николай Абрамов

Уже в 18 лет Николая взяли в московский «Спартак» на самую что ни на есть центральную роль в защите. Играть по центру обороны – это вам не фунт изюма. Обладая отличными физическими данными, Абрамов справлялся с давлением нападающих соперника, по правилам отбирал мяч, мог отдать неплохой первый пас, порой он был весьма точным и на длинную дистанцию. Уже в дебютном сезоне в высшей лиге он стал со «Спартаком» чемпионом страны, а сама команда практически не проигрывала.
За стать, смугловатость, итальянскую жёсткость в защите он получил от партнёров и болельщиков второе имя-кличку Марио.
Простой в общении парень быстро стал кумиром спартаковских болельщиков, и не без их «помощи», в определённый период пристрастился к алкоголю, что значительно сократило его футбольную карьеру. Отыграл он в «Спартаке» всего лишь семь сезонов. Остаток футбольной жизни провёл в клубе второй лиги «Москвич», где пробовал быть футбольным тренером.

В послефутболе

Карьера тренера, казалось, пришлась Абрамову не по душе. Надвигавшийся было алкоголизм он всё-таки победил, но в спорте, по сути, не остался. Ну, разве можно считать таковой работу при балете на льду, где директором была его жена – бывшая фигуристка. На Абрамове были технические вопросы – подготовка льда, организация гастролей и прочее подобное.
Однако в 50 лет он всё-таки вернулся в футбол. Пришёл в спартаковскую футбольную школу, где начал работать детским тренером.
Но проработал он там недолго. Умер уже в 55 лет прямо во время матча ветеранского турнира. Причина смерти – сердечный приступ.

Игровой стиль

Многое в игре Николая строилось на его телосложении (рост 182 см, вес 78 кг). Часто в противоборствах решающей оказывалась физическая мощь. Однако Абрамов также грамотно выбирал позицию, умел чисто отбирать мяч и страховать партнёров по обороне. Владел искусством первого паса, после которого начинались порой очень опасные контратаки.

В сборной СССР

В первый раз в майке с гербом Советского Союза спартаковец сыграл в 1971 году в составе олимпийской сборной, обыгравшей голландцев – 4:0, а вот в национальную попасть было не так уж просто.
Так как сборная Советского Союза формировалась преимущественно по клубному принципу –связками, то Абрамову тяжело было закрепиться в главной команде страны. Он просто не имел напарника. Тем не менее, в 1972 году тренерами сборной была предпринята попытка соединить его с тбилисской связкой Дзодзуашвили – Хурцилава. Дебютный матч в сборной Николай провёл против югославов в матче 1/4 финала чемпионата Европы. СССР победила 3:0 и вышла в финальную часть турнира.
Готовясь к поездке в Бельгию, советская команда провела следом товарищеский матч с будущими чемпионами Европы футболистами ФРГ и проиграла – 1:4. Все четыре гола в ворота СССР забил феноменальный Герд Мюллер, оставивший в дураках всю советскую оборону. Абрамова исключили из сборной как неперспективного. Правда, вряд ли он был виновен в том поражении. Ведь в финале Евро-72 «Советы» залетели ФРГ со счётом 0:3 совсем без Абрамова.
Третье и последнее пришествие Абрамова в сборную случилось в 1976 году в киевском товарищеском матче с Аргентиной. Тогда Николаю пришлось вписываться в киевскую связку. Неудачно. Сборная проиграла (0:1) команде, которая тогда не имела нынешнего авторитета.

Полное имя: Абрамов Николай Иванович.
Родился в Котельниках Московской области 5 января 1950 года.
Умер в Москве 6 августа 2005 года.
Амплуа: центральный защитник.
Титулы: чемпион СССР 1969 года, победитель Кубка СССР 1971 года, серебряный призёр чемпионата Европы 1972 года.
Клубная карьера: 1969-76 – «Спартак» (Москва); 1978-82, 1985-86 – «Москвич» (Москва); 1983-84 – «Красный Октябрь» (Москва).
Тренерская карьера: 1981 – «Москвич» (Москва).
Матчи в сборной СССР.
1. 13.05.1972. Москва. 1/4 финала чемпионата Европы. Югославия – 3:0.
2. 26.05.1972. Мюнхен. Товарищеский матч. ФРГ – 1:4.
3. 20.03.1976. Киев. Товарищеский матч. Аргентина – 0:1.

Автор статьи: Сергей Соседов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.